Ижевцы в Военных Ведомостях. Часть 2
Jan. 23rd, 2017 10:57 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Героическая страница
(Восстание ижевцев)
Мне хочется поделиться воспоминаниями о грандиозном восстании в Ижевском заводе Вятской губернии, которое сыграло в деле возрождения России немалую роль и, сдерживая целую армию красных, помогло Сибирскому Правительству положить фундамент в деле возрождения Русской государственности.
Восстание ижевцев, по признанию авторитетов военного дела, вписало в историю гражданской войны одну из блестящих страниц. Каждый из эпизодов этого восстания представляет из себя сказку из "Тысячи и одной ночи". Беспримерный героизм был проявлен не только отдельными личностями, но и всем населением в целом.
Завоевания Прикамского края давалось большевикам с большим трудом. Население временно мирилось с советской властью и, не находя другого выхода, старалось при выборах в советы проводить в них "контрреволюционеров". Благодаря этому, между уездным советом и местными волостными ячейками не было общего языка; также между уездным "исполкомом" и волостным "исполкомом" отношения были всегда натянутые, вплоть до завоевания последними первых силою красноармейского штыка. И чем сильнее большевистские власти укрепляли свои позиции путем самого разнузданного террора, тем больше росла ненависть к ним населения.
Постепенно началась и подпольная работа против советской власти. Организовался "союз фронтовиков", состоящий исключительно из рабочих Ижевского завода и прилегающих к заводу местностей. Союз официально ставил себе целью защиту интересов солдат, бывших на фронте. Люди нередко собирались, толковали, и все понимали, что восстание со стороны союза - вопрос нескольких недель. Тайно обсуждался и план восстания. Но явственной организационной подготовки пока не производилось. Несмотря на то, что Ижевский завод сам вырабатывает оружие и снабжает им всю армию, и также изготовляет охотничьи ружья - все оружие у населения было конфисковано и сохранилось лишь у немногих лиц.
Борьба велась пока легальным путем. Три раза переизбирался местный совет рабочих и крестьянских депутатов; выборы всегда давали большинство меньшевикам, правым с. р. и "беспартийным". И каждый раз новый состав не мог дождаться сдачи дел и денежных сумм, встречая, при попытке добиться этого, угрозу расстрелом. Однажды в комнату, где совещался новый совет, в здании совета рабочих депутатов, была брошено бомба, к счастью, не разорвавшаяся.
Чувствуя, что почва из-под ног уходит, большевики стали применять террор из-за угла. Так 22 февраля был ранен местный общественный деятель. директор Ижевской гимназии, священник Александр Васнецов. В этот же день убит уважаемый всем заводом 2-й кандидат в члены Учредительного Собрания, рабочий А.И. Сосулин. На похороны последнего собралось население всего завода, работы в заводе были остановлены на сутки. Озлобление продолжало расти с обеих сторон, а когда Великим постом большевики хотели конфисковать в соборе метрические книги, то ижевские женщины устроили на паперти собора целое сражение. При этом был основательно избит один из членов исполкома. Однажды на митинге около Михайловского собора обсуждался вопрос о превращении собора в театр; для этого предполагалось убрать иконостас и устроить в алтаре сцену. Во время речь одного "товарища" о ненужности икон, на трибуне появилась его жена и со словами "ты с ума сошел", два раза ударила по щеке зарвавшегося реформатора. После столь неожиданного комического оборота, весь митинг загремел от смеха, и публика разошлась, не окончив вопроса о театре. Собор остался нетронутым.
Производительность завода сильно упала. Ижевский завод с 30.000 рабочих начал выпускать 350-400 винтовок в сутки, так что стоимость винтовки поднялась до 6000 рублей. Везде наблюдалась полная разруха.
Время шло. Постепенно начали появляться слухи о победе чехословаков на Волге и около Казани. Местные большевики стали нервничать. Наконец, Казань по радио сообщила о занятии ее чехословаками. Ижевские большевики объявили мобилизацию. Союз фронтовиков согласился быть мобилизованным, но при условии - выдать ему оружие. В ответ начались аресты членов союза и офицерства. Представители союза потребовали освобождения арестованных, а так как большевики отказались это сделать, то 8 августа на заводе, по тревожному гудку, был созван общезаводской митинг. Как один человек, поднялись рабочие против советской власти.
В начале не было никакого оружия. Одно ружье удалось получить посредством камня, пущенного в красноармейца.. При помощи второго единственного ружья обезоружили охрану завода и в несколько часов фабрика занята была повстанцами: в мастерских удалось захватить до 1200 ружей и 3000 патронов, причем на каждого стрелка пришлось по 2-3 патрона.
На главной башне завода был найден пулемет. Вооружившиеся рабочие и фронтовики перешли в наступление на город. Произошел уличных бой, закончившийся очисткой Ижевска от красных. Главари большевиков частью были расстреляны, частью арестованы, причем у них отобрано около 27 миллионов рублей. Освобожденным из-под ареста офицерам было предложено руководить боевыми действиями формируемой армии. Командующим избран полковник Федичкин, впоследствии замененный капитаном Журавлевым, а начальником штаба подпоручик Я.И. Зебзиев, которыми совместно с союзом фронтовиков был организован штаб народной армии.
Сразу закипела работа, как в штабе, так и на фабрике. Завод вместо 400 ружей стал вырабатывать до 2000 ружей в сутки, и это несмотря на то, что много рабочих было призвано в ряды народной армии. Такая производительность работы дала возможность быстро вооружить население завода и окрестное крестьянство, которое через особые делегации просило оружия, замен его посылая хлеб, мясо, деньги и т.п. Восстание быстро разрасталось и охватило несколько сот квадратных верст. В короткое время создалось несколько фронтов, а так как офицеров не хватило для армии повстанцев, насчитывавших в своих рядах 35.000 человек, то один из фронтов (юго-западный) был организован земским агрономом и, нужно отдать ему справедливость, этот фронт был замечательно устойчивым и боеспособным. Помимо людей для армии, население с величайшей охотой давало средства на содержание партизанских отрядов и несло всякого рода повинности. По всему фронту около Ижевска было установлено телеграфное и телефонное сообщение, для чего потребовалось провести линию не на одну сотню верст.
В первое время деревенские партизанские отряды были не особенно устойчивы; энергии их хватало на короткий, хотя и очень храбрый, натиск. Но постепенно отряды приобретали устойчивость, и от наносимых ими ударом противник разбегался, оставляя в их руках богатую военную добычу.
В начале восстания у повстанцев не было ни одного орудия. В отбросах разного хлама нашлась старинная пушка образца 1877 года. К ней сделали замок и приготовили снаряды. Но так как не было дистанционных трубок, то пришлось стрелять болванками, не причинявшими, конечно, противнику никакого материального вреда. Зато работа пушки хорошо действовала морально на ижевских солдат. Каждый выстрел "своей" пушки солдаты слушали как музыку; важно было сознание, что у них есть "пушка". В то время, когда противник засыпал повстанцев снарядами, они имели в своем распоряжении всего 16 таких "снарядов". Эту единственную пушку перевозили с фронта на фронт, причем из нее пришлось стрелять дымовым порохом, настилавшим всю окружность клубами дыма, что могло лишь служить великолепным прицелом для красных.
Между тем, красные вели бешеные атаки, с целью отвоевать Ижевск. 16 августа ими было предпринято наступление силою в 2000-3000 человек с 40 пулеметами при нескольких орудиях. Снаряды рвались в заводе, и отряды красных были уже на улицах Ижевск. Но геройскими контратаками рабочих наступление было отбито. В результате, за этот день повстанцам досталось 16 пулеметов, масса патронов и другого военного имущества и много пленных. По мере обогащения армии пулеметами, патронами и орудиями, борьба становилась легче. Благодаря энергии инженеров, завод стал вырабатывать дистанционные трубки, снаряды, замки к орудиям, захваченным у красных, и пулеметные части. Было организовано производство патронов, бомбометов и снарядов к ним. Вооружив местное население, завод смог еще послать в Уфу и Сибирь 15.000 винтовок для вооружения народной армии. Работа в заводе шла круглые сутки, но, по мере накопления сил у красных, рабочие вынуждены были сниматься с заводских работ и уходить на фронт.
Население, принимая в соображение важность завода для государства и уверенное, что будет оказана посторонняя помощь и завод не отдадут, боролось с красными с удивительным геройством, преодолевая все трудности и создавая из обороны легенду. Рабочие-бородачи 50-65 лет соперничали в героизме с гимназистами. Взятые в плен, латыши удивлялись храбрости солдат народной армии. Несколько раз завод находился под угрозой сдачи. В критические моменты выручал заунывный, тревожный заводский гудок, собиравший в несколько часов 2-3 тысячи свежих бойцов. Интересно, что звуке гудка, красные настраивались панически.
После каждого большого сражения, армия повстанцев обогащалась все новыми трофеями и к концу обороны у одной Ижевской армии оказалось 16 орудий и 150 пулеметов. Накануне падения Ижевска, отрядом техников в 400 штыков и батальоном полковника Власова, состоящим всего из 43 человек, было разбито два полка красных и взято 9 орудий, 63 пулемета, и масса всевозможного имущества, как военного, так и всякого награбленного, вплоть до дамских кофточек. Перевезти все трофеи не удалось, по недостатку лошадей.
От пленных стало известно, что у красных чувствуется недостаток снарядов и ружей, ввиду чего Ижевский завод решено взять во что бы то ни стало, так как Сестрорецкий, Тульский и другие заводы, вырабатывающие оружие, стоят из-за недостатка продовольствия и отсутствия стали, которая почти вся вырабатывалась в Ижевском заводе. Красноармейцам обещана за взятие Ижевска денежная награда. По позднейшим документальным данным известно, что первому сводному красноармейскому полку, как первому ворвавшемуся в завод, было выдано 620-690 рублей на брата.
Наконец, после трех месяцев упорной борьбы, 8 ноября, Ижевский завод пал, пал не как изменник народному делу, а как герой, заслуживающий Георгиевского знамени. Его падение вызвало в происходящем в то время съезде в Москве бурю восторгов.в последний день
В последний день борьбы под стенами Ижевска погибла половина пулеметчиков. Артиллерию, хотя и с большим трудом, вывезли почти всю. Невывезенными остались лишь орудия, находившиеся в ремонте в разобранном виде, но и они были приведены в негодность. Перед сдачей, много населения побросало свои насиженные гнезда и начало уходить. Обоз растянулся на продолжение десятков верст по направлению к Воткинскому заводу и за Каму, через Осинский уезд, в Уфу и Сибирь. Эвакуирован весь технический персонал и общественные учреждения. Штаб армии вместе с уцелевшими частями прикрывал отступление. В селе Юльском, на половине дороги между Ижевском и Воткинском, образовался новый фронт для задержки красных, с целью дать возможность Воткинской армии произвести в порядке эвакуацию, начатую еще в день падения Ижевска.
При отступлении штаб армии потерпел значительные потери. В селе Юльском, с ним рядом, брошенным с броневика красных и разорвавшимся в помещении штаба, тяжело ранило осколком помощника начальника штаба Пинегина, контузило старшего адъютанта штаба Баева. Убило младшего адъютанта Довгушева.
Армия спешно переходила на левый берег Камы вместе с Воткинской армией. Последние части ижевцев проходили около Галево уже по горевшим местам, подожженным воткинцами, а кавалерии пришлось переправляться через реку Сиву вплавь.
После перехода Камы, армия переформировалась. Из воткинцев, как менее пострадавших, образовалась дивизия, ижевцы же сформировали бригаду из одних добровольцев. Всем, не пожелавшим остаться в рядах бригады, было предложено взять пропуск и отправляться на все четыре стороны. Бригада ижевцев отправилась на Уфимский фронт.
Ижевское восстание доказало, что и рабочая демократия, не менее других групп населения несет жертвы за возрождение отечества. Ижевские рабочие подняли знамя восстания не из-за экономических побуждений, а в силу патриотического долга перед униженной большевиками родиной.
(О. В.)
А. Ильинский
Военные ведомости. №106. 9 апреля 1919 г.
Первое избавление Ижевска от большевиков
(Воспоминание)
Двадцать седьмого июня 1918 года, днем, в нашем Ижевске пошел слух. что большевики решили устроить Варфоломеевскую ночь и перерезать всю буржуазию и администрацию со всеми домочадцами. Мы все [...] и готовились к концу. [...] бежать тоже. Душа болела, [...] при одной мысли о скором конце, но что делать. Где искать [...] для нас защита - Бог. И [...].
[...] гудел и гудел, народ [...] к заводу, потом обратно [...] к Михайловскому собору [...] что большевики везут на [...] три часа утра. Все [...] что случилось. Выступили, а гудят вновь тяжело гудки [...].
Но [...] товарищ председателя совдепа, Холмогоров, стоя на трибуне, начал речь. "Простите, товарищи, что я этот раз разбудил ваши пролетарские сердца. События этой ночи слишком серьезны. Казань пала. Нам надо всем мобилизоваться и идти спасать революцию и [...]". - Все молчат - "Фронтовики и рабочие, мы даем вам сроку до 12 час. дня, обсуждайте и решитесь на общую мобилизацию. Расходясь, рабочие были взволнованы, шли толпами и слышно было: "Что же мы будем защищать, если ее взяли, а ну их к черту" и т.д.
В 12 часов в заводе была сходка, на которой кто-то крикнул: "К оружию, товарищи!" Днем началась перестрелка, потом затрещали пулеметы, а к 6 часам вечера Ижевск был освобожден от большевиков. Холмогорова убили. Ему попала случайная пуля прямо в горло, когда он тихонько пробирался вдоль заборов к квартире своего брата. При нем нашли 30.000 руб. Николаевских денег. У нас убитых было немного.
Большевики бежали в полной растерянности: кто в лес, кто к полотну железной дороги. Здание совдепа, бюро максималистов и здание анархистов были окружены, часть комиссаров была тут же на месте переколота, другие успели скрыться. Председатель исполкома, большевик Пастухов, еще утром успел выписать из казначейства 27 миллионов рублей и, отправив около 13 милл., скрылся; через несколько дней его поймали в 70 верстах, но денег при нем не оказалось.
На другой день образовался Штаб Народной Армии. Ижевцы еще не радовались, не поздравляли себя с победой: они были отрезаны от всего мира и ждали каждую минуту карательного отряда. Кроме ружей и нескольких тысяч патронов ничего не было, а в Гольянах, в Агрызе и по другим направлениям царствовали большевики.
Военным приказано было стереть Ижевск с лица земли. Рабочие в один день собрали 20.000 ружей и стали готовиться к обороне. Нашли в хламе старую 3-х дюймовую пушку, нашли старые снаряды и стали исправлять. Потом, из того же хлама, починили три кавалерийских пулемета. Это было все наше вооружение.
Мы все ждали помощи от Казани, куда послал трех верных людей. Поехавшие не возвратились, а время шло. Наконец 4-го, в четыре часа, загудел опять тревожный гудок. Все пошли к совету узнать, в чем дело. Вдруг раздались выстрелы, и все в панике, с диким криком пустились бежать по всем направлениям от здания совета, сопровождаемые выстрелами из ружей. Никто не знал и не понимал, кто стреляет и в кого стреляли, все думали только одну думу - ворвались в Ижевск большевики. Так сильно были натянуты нервы. Оказалось, что на горизонте над прудом показался аэроплан и в него стреляли. Он был очень высоко и скоро скрылся из виду, разбросав прокламации с призывом к рабочим Ижевска о том, чтобы они сдались и выдали зачинщиков. Впоследствии выяснилось, что этот аэроплан был из Сарапула.
6 августа, по старому стилю, в три часа дня, загудел опять гудок; тревожно, жалобно неслись его звуки по всему Ижевску. Все, как один человек, побежали к зданию беспартийного совета, где Солдатов, представитель от фронтовиков, объявил, что на Ижевск наступает карательный отряд, что он многочисленен, что он близок; по дороге из Гольян наши отступили.
Через час опять гудок - призывают всех к обороне. Враги уже подходят к Ижевску... И тогда все, кто мог носить оружие, пошли как один человек. Штаб с музыкой тоже выступил на защиту. По городу началась стрельба, летали снаряды, но слава Богу, вреда не причиняли.
Повезли на фронт нашу единственную пушку в телеге, запряженной шестью лошадьми, с мочальной упряжью. Загромыхала она по улицам Ижевск. Тяжелое настроение охватило всех оставшихся в городе. Но вот раздались раскаты и с нашей стороны: это наша пушка; один, другой, третий. Потом слышим крики на улице против совета. Прислушиваемся - кричат ура. Победа, враг бежит, бросая все. Пушка сыграла большую роль. Ее снаряд попал в середину красной армии, она дрогнула, смешалась и побежала. Гнали их до деревни Забегалова, что в 34 верстах от Ижевска и 6 верст. от Казани. Победа была огромная: захватили 3 орудия, 1 миллионов патронов, 15 пулеметов, массу фуража, провианта и предметов роскоши, духи, одеколон, шоколад, белье шикарное и много награбленных в Сарапуле других вещей. Так отогнали ижевцы карательный отряд.
В Гольянах, который наши войска заняли дня через 3, рассказывали следующее. Когда большевики шли на Ижевск, они говорили: "Обедаем здесь, а ужинать будем в Ижевске". А когда ночью прибежали обратно, они захватили из Гольян все лодки, плоты и переправились в панике на другой берег Камы.
Очевидец.
Военные ведомости. №163. 25 июня 1919 г.