Nov. 22nd, 2016

voencomuezd: (Default)
Название «Красным лагерем в Германии» заимствовано у Г.Д. Гая, командира кавалерийского корпуса, интернированного в Германии, который, первый и единственный, изучал этот эпизод истории Советско-польской войны. Книга построена на целом комплексе источников. Использованы архивные документы, воспоминания интернированных красноармейцев, корреспонденции в прессе и проч.

Ого, уже во введении отожгли. И это не ляп издателя, во введении то же самое. Не помню ни чинов названий, ни имен, но я точно читал исторические статьи об этом в советском ВИЖе и еще аж целую книгу, тоже советскую. Если бы не долбанный гугл-букс, который уже давно сломан, я бы ее быстро назвал. Хрена се, извините, работа с литературой у такого исследователя, если даже я сталкивался с таким. На самом деле советским исследователям было выгодно рассказывать о том, как коммунисты сохранили под контролем немаленький военный лагерь, а немецкая капиталистическая администрация жестоко их угнетала и боролась с ними. Та советская книга, помнится, была сделана на весьма таки обширном архивном материале ЦГАСА и ИМЛ и тему показывала подробно.

Ладно, надо будет почитать, ибо советские сочинения, ясен-красен, делали упор на работе коммунистического партактива и военных комиссаров по сохранению дисциплины в военном лагере, которая активно сопротивлялась официальной немецкой администрации. Понятно, что и мысли о возможности слабости или некоммунистических настроений военнопленных не допускалось. Надо теперь сравнить современный, "неидеологизированный" взгляд.

P.S. Я красавчик. Это Шилинцев, Николай Михайлович. Страницы пролетарской солидарности: К истории интернирования некоторых частей Красной Армии в Германию в 1920 г. / Н.М. Шилинцев. — Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1984. — 139 с.

P.S. Полистал. В целом небезынтересно благодаря богатой фактологии, но вообще - контрреволюционная дрянь. Основной вывод, который хорошо виден из текста, тот же, что у Шилинцева, что коммунисты показали себя в тех условиях крутыми как гора Казбек. Влияние белой сволочи, как оказалось, было посильнее, чем показывалось в совисточниках, но ненамного. При этом те же самые эпизоды рассматриваются совершенно по-другому.

Сложилась ситуация, при которой дисциплинированные немцы-охранники не допускали самовольных отлучек из лагеря, вплоть до применения огнестрельного оружия. А красноармейцы считали, что они имеют право свободного перемещения по стране.

А у Шилинцева был описаны эпизоды убийства за подход к колючей проволоке. И не неким "дисциплинированным" охранником, который до этого не стрелял, а в качестве провокации и ужесточения режима в лагере.

Короче, никакого классового подхода даже близко. Да даже чисто литературно Шилинцев был лучше, у Трошиной то повторения, то описки. Бе.
voencomuezd: (Default)
Помните ли вы еще разбор статьи воронежского аспиранта Е.А. Зверкова, который тут был? Так вот, история получила неожиданное продолжение! Сегодня около семи часов один мой по-читатель, видевший тот пост, имел неудовольствие лицезреть автора лично. С его разрешения цитирую эту историю в своем пересказе.

По-читатель зашел в корпус истфака ВГУ по делам и увидел там на информационной доске сообщение, что какой-то клуб будет обсуждать доклад нашего господина Зверкова возле читального зала на первом этаже. Доклад имел название "Деятельность военной секции Воронежского Совета". Очень интересно, конечно, а так мой по-читатель тоже читал тот мой пост и статью, то он решил остаться и послушать, а потом задать несколько вопросов автору. Ждать пришлось долго, до 18:40. Наконец, пришел сам Зверков, как его назвал по-читатель, "белобрысый ушлепок с рожей больной лисицы и глазами наркомана" (на самом деле вместо "ушлепок" было слово пожестче). С ним были два его товарища, девушка и парень (по словам свидетеля, на вид - милые люди). Так как больше никто не пришел, то они сели за столы в коридоре и начали обсуждать, стоит ли вообще что-то проводить. Предвкушая серьезный научный спор, по-читатель обратился к господину Зверкову и сказал, что с удовольствием послушает. Тот не особо обратил внимания на реплику. Тогда по-читатель уточнил, что у них общий научный руководитель (что, кстати, чистая правда) и поэтому он будет рад поговорить со Зверковым отдельно. Изумительная вежливость разговора, к которой господин Зверков явно не привык, не понравилась автору и он не очень вежливо отшил по-читателя.

После этого наладить контакт так и не удалось. Несколько раз на попытки задать вопросы господин Зверков отвечал хамством и повторял что-то типа: "Послал раз, могу послать еще раз!" По-читатель даже не выдержал и съязвил, сказав что-то типа: "Теперь я понимаю, почему к вам так мало людей ходит". В итоге господин Зверков решил, что все же мероприятие не удалось и ушел, сказав на прощание, что если он и обсудить что-то, то статью об Ижевском восстании (это отдельная тема, которую мой свидетель отказался раскрывать подробнее). А, - воскликнул он тут в озарении, - так это вы настучали моему научруку.

Ну, и тут произошло самое красивое. Господин Зверков начал орать, кричать: "Ты кого стукачом назвал?", отрицать авторство доноса, угрожать оппоненту, что он ответит за базар (формулировка лично Зверкова), а когда по-читатель спросил, как он ответит (что, господин Зверков в суд на него подаст или морду набьет?), господин Зверков сначался удивленно замолчал (по-читатель употребил опять-таки слово пожестче), поорал еще немного и быстро отошел к выходу, демонстративно прервав скандал, не обращая внимания на выкрики оппонента, который пытался узнать, на какой все-таки источниковой базе тот собирался делать свой доклад. Его товарищи только смущенно улыбались, не понимая, что происходит и не реагировали на вопросы. Моему по-читателю не оставалось ничего, кроме как покинуть здание.

По мнению свидетеля, Зверков показал себя как (цитата): "тупое хамло и бешеный придурок, который не знал, что ответить и показал себя моральным уродом". К сожалению, мне неизвестна точка зрения обратной стороны. Но я хочу отметить, что по-читатель все-таки ставит интересы науки превыше всего и отнюдь не отказывается от корректного и научного спора с авторов. И если господин Зверков все-таки читает этот блог, то пусть он знает, что человек, с которым он спорил, хоть и считает его говном, но готов дать ему шанс, чтобы Зверков показал себя настоящим историком, который, как и положено ученому, может держать себя в рамках научной этики. К тому же он работает над тем же периодом 1917 года, что и сам Зверков и их сотрудничество может быть взаимовыгодным. Поэтому если господина Зверкова заинтересует это предложение, он может связаться с ним через меня.

Думаю, читатели понимают, что подобные мелкие инциденты в целом неизбежны в научной среде хотя бы в силу теории вероятности, но абсолютное большинство ученых, разумеется, умные, корректные, вежливые, милые люди, которые питаются радугой и живут на облаках, играя на свирелях.

Profile

voencomuezd: (Default)
voencomuezd

April 2017

S M T W T F S
      1
23 4 5 6 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 11th, 2025 09:20 pm
Powered by Dreamwidth Studios