Психические атаки - белые
Aug. 25th, 2010 01:11 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Эпиграф:
- Красиво идут...
- Интэллигенция...
- Интэллигенция...
Решил немного подумать над такой благодатной темой, благо и документик попался.
Вначале о самом феномене психических атак.
Уважаемый А.Ганин несколько лет назад как раз написал статью на эту тему. До него в свет вышла статья А.Петрова "Феномен психических атак", опубликованная в "Сержанте", №1 (18), 2001 г. Там уважаемый А.Петров пишет, естественно, что "психические атаки" это:
На самом деле это идеологический миф. созданный спустя полтора десятилетия после окончания Гражданской войны, призванный заменить собой реально происходившие события и позднее нашедший широкое применение в отечественной историографии
На каких основаниях? На основаниях определения, взятого из энциклопедии "Гражданская война и военная интервенция в СССР". Там такая атака определяется как атака, которая "проводилась в сомкнутом строю, без выстрелов, с развернутыми знаменами и под барабанный". Понятно, что определение неважное. Итак, А.Петров, взяв это определение, начал его увлеченно опровергать.
Действительно во время войны произошло значительное количество боестолкновении, по внешним признакам соответствующих описанию психических атак известны и атаки в сомкнутом строю, атаки без перебежек атаки без выстрелов, так называемые «беслатронные» атаки, которые обычно объясняются тривиальным отсутствием боеприпасов, и наконец, атаки с применением музыки, развернутых знамен и с пением песен.
Однако все эти перечисленные признаки - атаки в рост, в сомкнутом строю мерным шагом без выстрелов с развернутыми знаменами, под бой барабана и звуки оркестра - являются лишь внешними проявлениями обычной пехотной тактики XIX в . которая господствовала на полях сражений до появления скорострельной и многозарядной винтовки. Именно об этом явлении и следует в данном случае говорить не о "психических" атаках, а об отходе в реальных условиях Гражданской войны а России от тактики сложившейся в результате 1-й Мировой воины, и частичном возврате к тактическим приемам XIX века.
Дело здесь заключается в конкретных условиях Гражданской войны в России:
- в незначительной насыщенности фронтов войсками.
- в немногочисленности технических средств, которыми они располагали:
- в чрезвычайной изношенности боевой техники, в честности пулеметов, подавляющая часть которых по стандартам мирного времени считалась бы неисправными.
- в скудном и нерегулярном снабжении боеприпасами.
- наконец, в том, что большая часть бойцов с обеих сторон была слабо обучена, да и не могла быть обучена иначе, как в ходе самих непрекращающихся боев и, следовательно, не умела грамотно и с полной отдачей использовать в бою имеющуюся у нее боевую технику.
И так далее и тому подобное. Дальше А.Петров вспоминает конные атаки "лоб в лоб", тоже сравнивая их с психическими, рассказывает о знаменитой атаке Слащева 3 апреля 1920 года при обороне Крыма и т.д. Словом, пытается доказать, что психические атаки - это "идеологический миф" (кто, интересно, его сначала идеологизировал? Фильм "Чапаев"?)
Итак, "психические атаки" - это "беспатронные" атаки, то есть, атаки, совершенные из-за недостатка боеприпасов и при условии небольшого риска из-за такого же недостатка боеприпасов у противника. Именно так и нужно трактовать бОльшую часть "психических" атак.
На это, в общем, и напирают многочисленные апологеты белых, рассказывая душераздирающие истории о психических атаках Ижевской дивизии, подчеркивая обязательно, что они проводились из-за недостатка патронов. В сети такие опусы валяются, где ни плюнь. Там и про гарможку ижевских белоповстанцев и про оркестр, и про благородных рабочих, восставших против большевистской тирании. В более историческом стиле это сделал сам А.Петров в той же статье. В частности, он рассказал, как при обороне Уфы 30 марта 1919 года ижевцы, наступая о колено в снегу, применили "психическую атаку". Патроны почти закончились ещё в прошлых боях, поэтому бойцы наступали без выстрелов. Более того, солдаты 3-го батальона 1-го полка даже закинули винтовки за спину и вынули сапожные ножи, которые показывали красным. На красных это произвело "огромное впечатление". И хотя это, конечно, красных не опрокинуло, но позволило продержаться до подвоза патронов.
Таким образом А.Петров не отрицает применения приемов психологического воздействия на противника при "беспатронных атаках", но считает их опять-таки не психическими.
Конечно, опровергнуть это утверждение нетрудно. В конце концов, чтобы режиссеры бр.Васильевы догадались вставить такую атаку в фильм, в реальности сначала должно было быть нечто похожее.
Полконники дроздовцев тоже любят рассказывать о психических атаках их кумиров.
theodorruss.livejournal.com/1289.html
Параллельно с марковцами и корниловцами дроздовцы использовали психические атаки, причина тому в первую очередь хроническая нехватка патронов, и посему приходилось им идти в атаку с трехлинейкой наперевес. Интересен так же факт, что полк под руководством полковника Жебрака-Русановича ходил в атаку с Андреевским флагом, этот флаг до сих пор хранится за рубежом.
Сохранилось и много других свидетельств о таких атаках "цветных частей" вообще. Например, в крайне... хех.... идеологизированной книжке А.Ф.Попова, ветерана Червонного Казачества:
www.bg-znanie.ru/print.php
Южнее Орла, у станции Становой Колодезь, 8-9 (21-22) октября начались упорные, кровопролитные бои: собранная воедино Корниловская ударная дивизия бросалась в повторные лобовые атаки и несла страшные потери. О знаменитых \"психических\" атаках вспоминал командир бригады Червонных казаков Ф.В. Попов: \"За первой колонной в двадцати шагах шла вторая, затем третья, четвертая и пятая. Ряды корниловцев сомкнулись, плечом к плечу они шли стеной на нас. Сзади каждой колонны в затылок шагали командиры, в высоко поднятой руке они держали шашки, а другой направляли наганы в спины идущей впереди них шеренги.
Опять отчетливо были видны белые ударники в черных папахах и черных шинелях с нашитым на левом рукаве изображением черепа... цепи корниловской пехоты неудержимо двигались вперед. Уже был слышен мерный шаг ударников. И опять в тишине раздалась команда. Вслед за ней из наших окопов последовали один за другим три залпа, застучали пулеметы. Поредевшие колонны ударников дрогнули, сломали линию, но в спину им шли следующие ряды, подпирающие их штыками. Изредка, в промежутках между залпами красных, раздавался одиночный стук наганов. Это командиры белых пристреливали своих отступающих ударников.
Когда раздался четвертый залп,...первые три шеренги, как по команде, залегли, последние две, дойдя до прижавшихся к земле первых шеренг, остановились в нерешительности, а потом под огнем пятого залпа в беспорядке, сбивая друг друга, побежали назад, увлекая за собой приникшие к земле первые шеренги\"42. Неоднократно дело доходило до ожесточенных рукопашных схваток. Интенсивность стрельбы с обеих сторон была такова, что у множества винтовок и пулеметов плавились стволы.
Видно, что корниловцы в черных папахах и шинелях удивительно напоминают "каппелевцев" в черных френчах из фильма (про них - в черных френчах, да, да! - упоминает и Кутяков. Тоже фильм смотрел). Только здесь это красочнее. Плавящиеся пулеметы, одинокий стук наганов, ага, ага...
Ну, в общем, сами видите, как умеют рассказывать ветераны. В этом их опережают разве что рыбаки.
Итак, вернемся к А.Ганину. На его веб-сайте находится отрывок из дневника поручика Бобрикова, в котором рассказывается об атаке на селение Амидбаево 2 февраля 1919 года. Эта атака настолько психическая, что в этом даже сомневаться не приходиться.
orenbkazak.narod.ru/555.htm
Впервые нам пришлось столкнуться с красными у Амидбаево. Здесь произошел бой очень удачный для нас. Нам дали какую-то казачью батарею (2 пушки), и мы пошли в наступление. Мы пошли в лоб, а в обход левого фланга красных пустили сотню уральцев3. С трудом подвезли мы свои орудия и установили их на позицию. Солдаты наши вязли в снегу. Красные сделали себе окопчики из снега и ждали нас. Капитан Серебров отдал приказание не стрелять и идти молча, “ура” тоже не кричать. Мы двинулись вперед.
Красные тоже молчали. Здесь были их отборные и дисциплинированные части. Мы подошли уже на 1000 шагов — красные молчат...
Какая-то дрожь охватила меня. Долго ли будет продолжаться это молчание?..
Мы шли, взяв штыки наперевес. Приблизились на 800 шагов — красные молчали... Минута была жуткая: хотелось бежать назад без оглядки — так действовала эта убийственная тишина. В это время на санях по фронту проехал Серебров и говорил:
— Если красные начнут стрелять, Вы идите молча, как шли...
Некоторые наши солдаты стали отставать и пятиться назад, но капитан Серебров подъехал к одному и выстрелил в него из револьвера: пуля просвистела мимо его ушей, и тот вернулся в цепь. После этого случая никто не захотел более оставаться сзади цепи.
Если у нас были напряжены нервы до крайности, то и красные чувствовали себя очень скверно: я видел, как некоторые красноармейцы покидали окопы и уходили назад.
Когда между нами и красными оставалось не более 400 шагов, кто[-то] у них выстрелил (не выдержал!), и вслед за тем послышались выстрелы и затрещали пулеметы. Мы молча шли вперед. Через две минуты красные бежали. У нас были убитые и раненые (человека 3 или 4 убитых и около 20 человек раненых). Когда красные повернули спины, мы открыли по ним огонь и, закричав “ура”, кинулись вперед. В это время конница наша успела обойти красных и зайти им в тыл. Они встретили отступающих красных ружейным огнем. Красные сдали Амидбаево, потеряв два пулемета и человек 10 убитыми и около 100 человек убитыми и ранеными. С их стороны действовало человек 600. С нашей стороны — 500-550; у них артиллерии не было, у нас было две пушки, хотя они стреляли очень мало. Это было 2го февраля. День этот почему-то запомнился мне. В Амидба-ево нас очень радушно встретили татары; гораздо радушнее, чем в первый раз. Говорят, что большевики издевались над ними и производили грабежи. В Амидбаево стояли мы два дня и затем пошли дальше. Две роты пошли на Белорецк, а две на Стерлитамак.
Думаю, на этом примере можно закончить с психическими атаками белых. То, что они существовали именно в такой роли, как это показано в фильме "Чапаев", мы уже поняли. Понятно, и откуда они там взялись (в фильме, в смысле) - один из Васильевых, Георгий Николаевич, служил по мобилизации в Добрармии (а второй - Сергей Дмитриевич - в Красной Армии и самокатчиком Смольного - хороший тандем, правда?) - отсюда, собственно, и марковская форма у "каппелевцев" в фильме, и знамя с черепом (похожее было у корниловцев) - и т.д. Сами, небось, знаете.
В следующем посте - о красных психических атаках.
no subject
Date: 2010-09-16 05:01 pm (UTC)Шедевр.
Согласитесь сам факт работоспособности подобной атаки свидетельствует о многом. Скорее всего о том, что солдаты не понимали о самом явлении "противник". Ведь с той стороны свои - русские. Даже один пулемет может остановить батальон (который тут и был), это практика войн. Тот факт, что подобное не использовалось во ВМВ свидетельствует о "специфичности" таких мероприятий. Хотя описание "зачарованности" слаженностью действий немцев встречал. Тоже некоторый вариант "гипноза".
Впрочем возможен и расчет. По статистике только один из 8-10 солдат стреляет на поражение, остальные как правило берут выше. Действует психологический запрет на убийство. Т.е. из батальона оборонявшегося 200-250 солдат стреляли. Остальные? Ждали смерти?
no subject
Date: 2010-09-16 05:16 pm (UTC)Не знаю о чем вы, но я привел слова самого офицера, ничего не добавив от себя.
=Тот факт, что подобное не использовалось во ВМВ свидетельствует о "специфичности" таких мероприятий.=
Безусловно. Дураков на пулеметы шагать нет.
На то, в общем-то и напирает уважаемый Петров, доказывая, что "психические" атаки и атаки, вызванные нехваткой боеприпасов - суть одно и то же.
Я точно знаю, что это не так. Но вот с самим определением "психической атаки" затрудняюсь.
=Впрочем возможен и расчет. По статистике только один из 8-10 солдат стреляет на поражение, остальные как правило берут выше. Действует психологический запрет на убийство. Т.е. из батальона оборонявшегося 200-250 солдат стреляли. Остальные? Ждали смерти?=
Хм... Хорошее дополнение, спасибо.