voencomuezd: (Default)
[personal profile] voencomuezd
Благодаря уважаемому [livejournal.com profile] chelobitnick и уважаемому [livejournal.com profile] labas , который отсканировал всю книгу Искандарова "Бухара. 1917-1920" прояснились некоторые смутные моменты как по Бухаре, так и по Туркестану.

1. Оказалось, что эмир действительно собирался напасть на большевиков. Правда, не летом 1920 г., а весной 1919 г., когда поднакопил силы, а белые начали наступление (с этим, видимо, связаны события в Керки). Но наступление ашхабадцев закончилось неудачей, и эмир дал газ назад. Обо всем этом он ничтоже сумняшеся сам (!) сообщил в меморандуме Лиге наций от 15 апреля 1929 года! Искандаров его обильно цитирует, хотя почему-то и без ссылки.
Более того, по донесениям младобухарцев, эмир вместе со своим кази-каляном (глава духовенства), раисом (блюститель нравственности) и афганским консулом (!) были самыми убежденными сторонниками нападения на ТССР даже за месяц до нападения большевиков. "Маленькая победоносная война" (с) Выходит, не так умен был эмир, как я думал. Удивительные параллели с Николаем II, который тоже хотел навести порядок на Балканах за год до мировой войны.
Вообще сложная эта тема, внешней политики Бухары - то он хотел наступать, то не хотел, то хамит большевикам, то льстит, то бежит к афганскому эмиру, то опять требует помощи во второй и третий раз. Очень все запутанно.
Кстати, доморощенные современные историки Средней Азии националистической направленности безбожно врут, когда утверждают, что эмир якобы удовлетворял все прихоти плохих большевиков. Уж чего-чего, а провокаций бухарских войск (нападения на границу, обстрел красноармейцев, убийства совграждан, обстрел пароходов по Аму-Дарье, жалобы, угрозы, требования) от эмира было достаточно. И если даже так, то почему большевики тоже ему попустительствовали - заключали договоры, вернули 6 пушек, отбитых в марте 1918 г.?
Хотя, конечно, большевиков милыми овечкам выставлять тяжело - все-таки под их покровительством младобухарцы организовали работу в Бухаре, организовали партизанские отряды (!) и регулярно убивали эмирских чиновников.

2. Между прочим, в кое-каких источниках проскальзывает, какие были геополитические планы у англичан в отношении Туркестана. Ув. alwin упоминал о попытке Маллесона отдать Ашхабадскому правительству Закаспий "в аренду" Великобритании лет этак на 25. Предложение сделанное в попытках отменить санкционированую сверху эвакуацию британских войск, конечно, провалилось. Известно и соглашение англичан, заключенное в декабре 1918 г. с контрреволюционной офицерской "Туркестанской военной организацией", согласно которому после свержения большевиков Туркестан становится демократической республикой - под английским покровительством.
Однако был и третий план. Весной 1919 г., когда развернулась Парижская мирная конференция, все карликовые правительства, кому не лень, начали на нее рваться, чтобы добиться признания незавимости. в том числе и все "правительства" из бывшей Росимперии. Были откровенно клоунские попытки, например, кубанского правительства и даже... монголо-бурятского "правительства" атамана Семенова (жесть, на бумаге он "объединил" Бурятию, Внутреннюю Монголию и еще что-то), которое доехало только до следующей станции. Но в отношении Туркестана у англичан были приблизительно такие же попытки - добиться возникновения на его месте "свободного государства" местных народов, признанного Парижской конференцией. Этот дало бы юридическое обоснование защищать суверенность молодой республики от большевиков. Про планы создания "Туркестанского ханства" упоминает и известный казахский националист Мустафа Чокаев - ссылаясь на личные беседы с участниками этих переговоров (М.Чокаев. Национальное движение в Средней Азии // Гражданская войны в России. События, мнения, оценки. М., Раритет, 2002. С.681).
Видимо, в связи с этими планами англичане и снабжали ферганских басмачей и эмира. Во всяком случае, планы потеснить большевиков и в 1919 г. еще списаны нет были.
Буду изучать, а пока - отрывок из Искандарова о событиях в Керки 1919 г.


Наиболее ярким примером враждебности эмирской Бухары к Советскому Туркестану является позиция эмира во время керкинских событий, происходивших в мае-июне 1919 г.
Рассчитывая захватить гор.Чарджуй, закаспийские белогвардейцы по договоренности с эмиром бухарским 3 мая 1919 г. предприняли наступление на ст.Равнина (15 км западнее Чарджуя), находившуяся в руках советских войск.
Успех операции, по мнению белогвардейского штаба, должен был быть обеспечен обходной группой, направленной на г.Керки, находившийся на крайнем левом фланге Красной Армии. Выполнение этой задачи еще в конце апреля было возложено на бывшего царского офицера штабс-капитана Айрапетова. Собрав отряд численностью, по одним сведениям, в 65 человек, по другим - в 95 человек, вооруженный 12-зарядными английскими винтовками с достаточным количеством патронов (по 200 штук на руки каждому солдату и по 100 в запасе), Айрапетов по маршруту Байрам-Али - Пакта-Базар, обходным путем через пустыню, на ишаках и верблюдах добрался 14 мая 1919 г. до гор.Керки и расположился в саду керкинского бека в 5-6 км от города. В саду, а затем кишлаке Кизыл-Арват /88/ Айрапетов вел дружественные переговоры с беком, и одновременно проводил постоянную разведку в городе.
Впоследствии комиссия обследовавшая причины возникновения керкинского конфликта, установила "причастность к заговору высших бухарских чиновников во главе с керкинским беком и эмиром бухарским" (1). По признанию перебежчика из отряда Айрапетова-Саркисянца, в Байрам-Али приезжали три представителя от эмира и провожали отряд до Мерва, а "при приближении... К Керки, со стороны бека были посланы... специальные представители, на обязанности которых лежала доставка продовольствия отряду" (2).
То обстоятельство, что бухарский эмир незадолго до прихода белогвардейцев в Керки поручил керкинскому беку закупить оружие, для чего были отпущены средства, говорит о том, что эмир готовился к совместным действиям против керкинского советского гарнизона.
По прибытии белогвардейского отряда в Керки эмир направил туда в качестве своих представителей Нурутдина-Мира-хура и Насретдина-Караул-беги. При всесторонней помощи последних, а также керкинского бека, отряд Айрапетова за короткий срок увеличился в несколько раз и насчитывал в своих рядах до 450 человек.
Воспользовавшись помощью эмира и керкинского бека, пополнив свой отряд враждебными Советской власти элементами, изучив обстановку и силы советского гарнизона, белогвардейцы в полном согласии с эмиром и беком предъявили советскому гарнизону ультиматум о сдаче крепости. В ультиматуме было сказано: "По приказанию союзников и властью добровольческой армии генерала Деникина, вверенный нам боевой отряд должен во что бы то ни стало взять город Керки и продвинуться вперед. Во избежание пролития крови... приказываю: в течение 2-х часов, считая срок с момента подачи настоящего ультиматума, сдать без боя... крепость как русскую, так и бухарскую; в противном случае как крепость, так и город будут бомбардированы" (3). Ультиматум был датирован 14 мая 1919 года и подписан представителями англо-французов, Деникина и начальником туркменского отряда (4).

1. ЦГАСА. ф.110, оп.4, д.81, 293/V, л.44
2. Сб. "Революция в Средней Азии", вып.II. Ташкент, 1929. стр.137
3. "Кто должник?". Авиаиздательство. М., 1926, стр.495
4. ЦГАСА. д.81, 293/V, л.4


Несмотря на свою малочисленность (крепостная рота - 150 человек, кавалерийский эскадрон - 100, партийная дружина - 80, охрана железнодорожной станции Самсоново - 75 человек), /89/ советский гарнизон во главе с образованной в первой половине мая 1919 г. коллегией отказался добровольно сдать крепость. Направленные коллегией в штаб Айрапетова представители, кроме отряда Айрапетова, никаких других англо-французских или деникинских войск не обнаружили. Коллегия твердо решила оборонять город от белогвардейцев.
Получив отказ, Айрапетов и керкинский бек пошли на хитрость. Заявив коллегии советского гарнизона, что "он очень хотел бы, чтобы дело кончилось мирным путем, что он не хотел бы кровопролития" (1), бек потребовал от советского командования снятия в субботу, в базарный день, сторожевой охраны для беспрепятственного пропуска приезжающих на городской базар декхан. Было ясно, что под видом свободного пропуска декхан на базар бек задумал провести в город белогвардейцев.
Уточнив взаимоотношения бека с белогвардейцами, коллегия Керкинского гарнизона обратилась к беку с запросом о занимаемой им позиции в создавшейся обстановке. но бек ответа не дал. Тогда с санкции коллегии Советский гарнизон "открыл огонь по бухарской крепости. Белые были обезоружены, бухарские солдаты, бек, кази и прочие высшие чиновники арестованы" (2).
Воспользовавшись вооруженным столкновением в Керки, туркменские феодалы, при содействии эмира бухарского, окружили город со всех сторон. Как по линии реки Аму-Дарьи, так и вокруг города было сосредоточено значительное количество бухарских войск и ополченцев. По приблизительным подсчетам, вооруженных было не менее 5-6 тысяч человек. ружья были самых разных образцов - английского, германского, австрийского и русского (3).

1. Сб. "Революция в Средней Азии", вып.II, Ташкент, 1929. стр.45
2. ЦГАСА, д.81/293/V, л.5
3. См. "Красная летопись Туркестана", №1-2, Ташкент, 1922. стр.122.


Вся эта масса, окружив город, пыталась захватить его. В то же время совершались убийства железнодорожных рабочих и служащих, разрушалась линия железной дороги. Так, например, на станции Самсонова бухарскими войсками было уничтожено два железнодорожных состава, насчитывавших 75 вагонов. На реке Аму-Дарье бухарскими войсками уничтожались баржи и обстреливались пароходы. С целью морального воздействия на окруженный советский гарнизон агенты эмира и белогвардейцы распускали слухи о том, что ашхабадцы якобы находятся под Чарджуем, Ташкент взят Колчаком, /90/ и т.п. (1). Но красные бойцы никаким провокационным слухам не поддавались и стойко защищали крепость.
Всячески поддерживая белогврадейцев, эмирская Бухара упорно отказывалась от посылки мирной делегации для урегулирования вооруженного конфликта, возникшего в Керках. В первый раз, в конце июня 1919 г., бухарские представители мотивировали свой отказ тем, что направляемые в Керки правительством Советского Туркестан представители для ликвидации керкинского конфликта сопровождались вооруженным отрядом Самаркандского гарнизона. Во второй раз, в начале июля, формально соглашаясь на посылку делегации, эмир бухарский в то же время предупредил свои войска о недопущении советского парохода, на котором находилась комиссия, направлявшаяся из Ташкента в Керки. В результате, пароход подвергся на Аму-Дарье обстрелу со стороны бухарских и белогвардейских войск. Лишь в третий раз комиссии удалось добраться до Керки. В середине июля 1919 г. был заключен мирный договор между представителяими Советского Туркестана и Бухарского эмирата.
Представители Бухары, помимо требования о возмещении потерь, понесенных во время боевых столкновений, предъявили ультиматум о выводе из Керки советского гарнизона. Одновременно, как отмечала советская комиссия, керкинский бек с неохотой согласился "изгнать со своей территории всех находящихся асхабадцев, которые, работая на английские деньги, готовы были пойти на новые авантюры" (2).
в Переговорах о ликвидации керкинского конфликта принимали участие и туркменские феодалы, и с ними было заключено особое соглашение Советского туркестана.
Наглость туркменских феодалов, подстрекаемых бухарскими чиновниками, дошла до того, что они попытались воспретить советским властям навигацию на Аму-Дарье. Их условия, как указывалось в докладе комиссии по ликвидации керкинского конфликта, сводились к следующему: "Навигация по Аму-Дарье пароходов воспрещается без особого разрешения эмира, причем чарджуйский бек, келифский бек и ширабадский бек осматривают проходящие пароходы и, если на проходах не окажется вооруженной воинской силы, пропускают" (3).

1. См. ЦГАСА. д.81-293/V, л.41.
2. ЦГАСА. д.81-293/V, л.424.
3. Там же.


Разумеется, предложение эмира бухарского о выводе советских войск из Керки, и туркменских феодалов - о контроле /91/ над навигацией на Аму-Дарье были категорически отвергнуты представителями Советского Туркестана.
Предпринятая белогвардейцами и поддержанная Бухарой керкинская авантюра, таким образом, не удалась. Этому в значительной мере способстовали успешное наступление Красной Армии на Закаспийском фронте, начавшееся 16 мая 1919 г. и занятие советскими частями оазиса Теджен и Асхабада в июне того же года.

Б.И.Искандаров. Бухара (1917-1920). Душанбе, "Дониш", 1970. С.90-92

Profile

voencomuezd: (Default)
voencomuezd

April 2017

S M T W T F S
      1
23 4 5 6 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 27th, 2025 07:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios