
Эпизод из падения колчаковщины в Сибири. 17 декабря 1919 г. большевистское подполье в Томске подняло восстание, на сторону которого перешли почти все части колчаковского гарнизона, что еще раз доказывает народную любовь масс к Верховному Правителю. В тот же день руководители восстания стали свидетелями забавной сцены.
Второе донесение явилось для нас полной неожиданностью. В комнату, где работает Военно-революционный комитет, входит большая группа офицеров. Несмотря на жестокий мороз, все они в пилотках. На рукавах их шинелей окантованные значки ударников-смертников: череп с двумя перекрещенными голенями. Руки невольно тянутся к револьверу: ведь это же самые заядлые наши враги.
Не доходя нескольких шагов до стола, за которым мы сидели, молодой капитан скомандовал:
- Смирно, господа офицеры!
Офицеры картинно замерли. Обращаясь к нам, капитан рапортует:
- Гренадерский батальон перехватил на выходе из города егерский полк и обстрелял его. Враг отступил, не приняв боя. Как прикажете действовать дальше?
Быстро посовещавшись с нами, Янсон отвечает:
- Оставайтесь на занятой вами позиции до получения новых указаний от нашего штаба.
Но капитан не уходит. Оглянувшись на замерших, неподвижных, словно статуи, офицеров, он продолжает:
- Прошу учесть, что гренадеры первыми выступили с боевыми действиями против пепеляевцев. Мы ходатайствуем, чтобы нам присвоили наименование первого ударного советского полка.
Едва заметная улыбка чуть тронула золотистые усы Янсона.
- Хорошо, я передам вашу просьбу командованию Красной Армии. Только оно вправе решать этот вопрос.
Снова картинная команда капитана, и офицерская группа, по-гвардейски печатая шаг, удаляется.
Как только закрылась за ними дверь, мы повскакали со своих мест и залились неудержимым хохотом:
- Нечего сказать, шустрые молодчики: из колчаковских "смертников", да сразу в советские ударники!
Я.Р.Елькович. Рассказы о незабываемых годах. Барнаул, 1964. С.119-120
Атлична, атлична)))
Нужно учесть, что гренадерский батальон (так называемые "зеленые гренадеры") был одним из "привилегированных" частей Сибирской армии и, по некоторым утверждениям, охранял штаб корпуса, носил имя Пепеляева и даже выполнял роль его неофициального конвоя.
Но самое чудесное в том, что еще до этого гренадеры и так были до этого советскими военнослужащими. Гренадерский батальон Пепеляева во время декабрьских боев 1918 г. (то есть, ровно за год до восстания в Томске) входил в состав 1-го Советского полка Перми, который был резервом 3-й армии. Так как 3-я армия была нашпигована шпионами, проникшими в том числе в Уральский военкомат, то неудивительно, что во время боя 1-й Советский полк перешел на сторону колчаковцев. Кажется, он был единственной частью, которая прямо перебежала к противнику. Гренадерский батальон после этого вошел в состав 1-й Сибирской штурмовой бригады 1-го Средне-Сибирского корпуса и с боями отступил в Сибирь. А потом, как видим, благополучно кинул собственного командира.
Ha-ha-ha!
Кстати, малоизвестный факт. Согласно тем же воспоминаниям Ельковича, в середине 1919 г. Пепеляев лично обратил через члена одного из земств к советскому подполью с намеком, что он может восстать против Колчака, если большевики дадут Сибири автономию. Большевики, знамо дело, решили, что это провокация и посоветовали Пепеляеву сначала ударить Колчаку в тыл, а там посмотрим. Пепеляев, как видим, не прислушался и сражался с советской властью аж до самого 1923 г., пока его не поймали на Камчатке)))))