I. Преамбула.Как писал Сергей Довлатов: вы социально-значимый материал представьте, а мы вас за это в Болгарию пошлём (цитата не точная). В Болгарию я не хочу, но социально значимый репортаж имеется. Весь день всё внутри клокотало. Итак.
Порывшись утром во френдленте, обнаружил сообщение, посвящённое проходящему сейчас в Москве конкурсу на «памятник российским солдатам и офицерам, павшим на полях сражений Первой мировой войны». Вот
оно. Там же оказалась ссылка на преинтересный материальчик «с чего всё началось» ещё от марта сего года. Он
тут.
В данной статье глазу и сердцу любезно многое. Во-первых то, что сама идея установки памятника родилась не на нашей неблагоустроенной почве, а прилетела от неких соотечественников из Европы, которые, как я понимаю, сидят там почти сто лет и последние поколение-два в ус уже не дуют. Следующее, стилистическое: выражение «российские соотечественники» вызывает у меня оскомину и в душе исключительно печальное состояние. Ну и подписи: князья Трубецкой и Лобанов-Ростовский. Понятно, что радеть о потерянной родине гораздо сподручнее из Парижа и Лондона, однако... Как говорится, «Наташа Ростова/Морально здорова./Физически тоже,/Но всё же, но всё же..» (питерский поэт
kvasov). В статье имеется множество трогательных цитат из князей и прочих. Например: «…долгие годы эта война из-за большевистской революции 1917 года была фактически вычеркнута из истории нашей страны, а сама победа в этой войне, стоившая России более 3 миллионов человеческих жизней, оказалась украденной у нашего народа…» (князь Лобанов-Ростовский; курсив мой - БВ). Или: «Россия не проиграла Первую мировую войну, она по сути объявила себя проигравшей - просто вышла из войны и все, за несколько месяцев до того, как сама Германия подписала акт о капитуляции» (Путин; эта сентенция особо доставляет). В качестве некоего промежуточного итога, сообщается о создании специального «Организационного комитета по подготовке мероприятий, связанных со 100-летием начала Первой мировой войны». Вот так: «100-летием», а не «столетием»; и «Первой» – с заглавной буквы. Состав конторы – волшебный. Нет, есть там и понятные люди, но есть и иные. Руководитель загадочной организации «Россотрудничество» Косачёв К. И.; князья в ассортименте, понятное дело; Михалков Н. С. – куда без него..; Панков Н. А., генерал армии, замминистра обороны, не последний человек в ситуации с переездом ЦВММ; псковский губернатор Турчак А. А., тот, который прославился новогодними ёлками во Пскове и разгромил Изборск.
II. Амбула.Впрочем, хватит об этом, дело-то уже давнее, мартовское. Теперь обратимся собственно к конкурсу и проектам. Сперва цитата из означенного выше жж-сообщения:
«Оригинал взят у
vladimir_kreml в
Памятник российским воинам, павшим в боях Первой мировой войны. Конкурс проектовСейчас в Москве проходит выставка проектов памятника
российским солдатам и офицерам, павшим на полях сражений Первой мировой войны. Этот памятник установят на Поклонной горе. Герои Первой мировой войны были несправедливо забыты после революции 1917 года, и только недавно в России началось возрождение памяти об этих страницах нашей истории. Отныне 1 августа официально объявлен Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг.. Выставка проходит в выставочном центре "Дом на Брестской"(2-я Брестская, 6, вход с 1-й Брестской), вход свободный.
Жюри конкурса уже отобрало 10 памятников, прошедших во второй тур.
Но какие варианты памятников прошли в финал конкурса - неизвестно. И вообще мало публикаций об этом конкурсе. Вы имеете уникальную возможность увидеть в сети все 33 варианта проектов монумента (номера соответствуют варианту проекта на конкурсе)».
( Дальше - много картинок. )III. Выводы.Выводы неутешительны. Из представленных тридцати трёх композиций авторы подавляющего большинства чётко отправились за вдохновением в брежневские времена и в итоге всё решают почти на один лад. И потому их дореволюционные Иваны, иногда с медсёстрами многочисленной лишней мишурой, так неотличимо походят на семидесятских и восьмидесятских Алёш. Тоже касается и рисунка постаментов и прочих архитектурных излишеств. Для определения степени ужасности это явления нужно определиться – это результат объективного творческого бессилия большинства конкурсантов или задачу все восприняли как «сделать так, чтобы понравилось туповатому чиновнику»? Впрочем, от обоих вариантов невесело.
А ведь задача была не из разряда титанических. Первая мировая – это уже не просто перевёрнутая страница, это страница, после которой перевернулось ещё несколько. И хотя процессы, той войной порождённые, ещё благополучно существуют и развиваются, далеко не все уроки извлечены и опыт осознан не до конца – для нас это не то событие, что может взять за душу. Наши бабушки и дедушки не воевали на той войне, реалии тех времён далеки от нас бесконечно. Помнить – надо. Ещё нужнее – знать как, что и почему. Но это процесс сугубо научный, а не чиновничье-потребительский. Все проекты плохи. Потому что авторы не чувствуют ничего к тому времени. Не имеют ощущения соответствующего внутри. Это не претензия к скульпторам и архитекторам, это нормальный ход истории. Никто не имеет внутри такого ощущения. Историки к проблеме сильно ближе, потому что держат в руках источники, документы и вещи – свидетели и свидетельства прошлого, а что делать остальным?
Моя версия – опираться на мнение и образы современников. И думать над композицией скорее абстрактной, чем фигуративной. Если же без людей не обойтись, то для меня, например, наиболее пронзительным образом войны является эта картина великого художника и современника событий Кузьмы Петрова-Водкина:

И вот такая фотография:

ЗЫ. Вот
здесь происходит обсуждение этих картинок.