venta_dv тут давеча про гильотину вспоминал...
Читаю тут по наводке Ярослава сборник "Борьба за Октябрь на Артемовщине" (1929). На стр.265 встречается рассказ о том, что убегая из Бахмута в декабре 1919 г., деникинцы 186 человек убили, а еще 100 отравили - чем, не сказано. И рядом фотоснимок "трупов отравленных".
В конце декабря 1919 года, после ухода белых, в Бахмуте организовался уездный ревком под моим председательством. Членами его были т. т. Минков, П. Казимирчук, Жаков, Максименко. Обстановка для работы была очень тяжелая. Все разорено, разбито, холод, голод, эпидемия тифа, бандитизм, незаконченнаягражданская война. Нельзя не вспомнить зверски замученных в бахмутской тюрьме 186 товарищей; они были обнаружены в помещении тюрьмы с вырезанными кусками тела, с поломанными ногами и руками, задушенные и отравленные... Кроме этих 186, около 100 человек отравленных, избитых до неузнаваемости, кое-как выбрались из тюрьмы, но тут же многие из них падали и уже больше не вставали. Спасти этих умирающих товарищей было одной из неотложнейших моих забот в первые дни восстановления советской власти после изгнания деникинцев. Вспомнился снимок с сайта РИА-новости, где тоже были изображены "отравленные мышьяком деникинцами при отступлении заключенные".
Вспомнилось, что в сборнике воспоминаний "Борьба за Советы в Бурят-Монголии" (М., 1940) тоже был рассказ о семеновцах, которые хотели отравить заключенных цианидом, но один врач подменил яд. В итоге их просто зарубили.
Мда, видимо, если фишка красных - это расстрел в подвале под шум работающих грузовиков, то фишка белых явна была в массовом отравлении. Надо признать, что это намного более удобно и рационально. Ни расстрел, ни гильотина рядом не стояли. Правда, способ имеет и свои недостатки - тут и необходимость достать достаточное количество яда в условиях войны, и зависимость от желания казненных - а если он не захочет есть яд, подозревает?
Но на первый раз - удобно, бесспорно.