May. 17th, 2012

voencomuezd: (Default)
Помнится, тов.Якобинец изобразил какое-то чудо, которое должно было изображать астурийского шахтера-динамитчика. Потому как ничего, окромя динамита и сабель, у них не было (но на рисунке он был почему-то в военной форме и каске).
На самом деле динамитчик, согласно испанскому художнику, выглядел так.



Там, правда, не указано, шахтер-не шахтер. А какая разница?
А вот эта картинка мне понравилась больше. Вот так, по мнению художника, выглядел шахтер-доброволец полка имени Розы Люксембург Красной Армии Рура. Подозреваю, правда, что типичный такой красноармеец был моложе.



Вообще, кстати, не так давно поймал себя на мысли, что выделить симпатии рабочего класса нач. ХХ века к какой-либо партии по профессии было тяжело. В России, например, этим отличались только печатники, которые массово сочувствовали меньшевикам (про это и Тютюкин пишет, и я сам не раз читал). Но вот зато с другой стороны - заметил, что именно шахтеры обычно и отличались самыми революционными устремлениями, причем в самых разных странах - России, Германии, Венгрии, Америке, Болгарии (как дроздовцы их потом поминали...). У нас, к примеру, отличились шахтеры Чермховских копий. Правда, они были не коммунисты - а анархо-коммунисты.
Фоток нету, но попалось описание.

Интересно сейчас вспомнить, как выглядели первые рабочие-красногвардейцы. Они были одеты по-разному: кто в полушубке, кто в старой фронтовой шинели, кто в ватном пальто с меховым воротником. На головах шапки-ушанки, папахи, башлыки. На ногах - валенки, унты, торбаса (меховые сапоги). Среди красных бойцов выделялись крепкие, как дубы, бородачи-серебряки. Винтовок на всех не хватало. Многие были вооружены охотничьими ружьями, саблями или казачьими пиками. У одинх винтовки висели через плечо на ремнях, у других - просто на веревочках. Часть бойцов имела ленточные брезентовые патронташи, а многие хранили обоймы в карманах.
М.В.Церетели. Народный герой Нестор Каландаришвили. Тбилиси, 1965. с.20


Сейчас, конечно, уже не то... Но Распадская не так давно было - и она едва ли не первая за последнее время показала, что ОМОНу можно сопротивляться и даже успешно.
voencomuezd: (Default)
В интернете напал на упоминание личности француза Пьера Паскаля, который в 1918 г. был в России в составе французской военной миссии. Когда началась интервенция его, естественно, арестовали, хотя сам он был ее противником - но кто бы поверил? Потом, правда, выпустили. Как ни странно, но под арестом французский католик и латинист начал сочувствовать большевикам. И до того досочувствовался, что остался в СССР и работал потом в соваппарате. Затем, впрочем, разочаровался и вернулся на родину. Еще бы. И не такие разочаровывались. Правда, он как-то странно себя вел - например, оправдывал арестованную по чубаровскому делу молодежь. Но русской загадочной душе француз всю жизнь удивлялся.
Все это время Паскаль вел дневник, который опубликовал незадолго до смерти, в 1968 г. А в 90-х у нас появился его перевод.
Меня особенно зацепил отрывок об охранявшем Паскаля типичном русском рабочем Егоре Егорове, как будто сошедшим со страниц произведений Платонова. Фигура настолько характерная, что неудивительно, что Паскаль проникся через него судьбами русской революции. Отсканировал. Конечно, нынче любят говорить о большевистской утопии - но важно не только чем кончилось, но и как начиналось.
Read more... )
voencomuezd: (Default)
Орел был взят. Закрепляя боевой успех, части Красной Армии развернули наступление в сторону Курска. Оценивая положение на Южном фронте в эти дни, В. И. Ленин писал: «Наступает момент, когда Деникину приходится бросать все на карту... Вот почему мы имеем основание думать, что теперь приближается решающий момент на Южном фронте»
И действительно, наша победа под Орлом ознаменовала собой поворот в ходе всей кампании. 20 октября 9-я и эстонская дивизии предприняли наступление на станции Стишь и Еропкино. Отборные офицерские части генерала Кутепова оборонялись отчаянно. Три бронепоезда и две пушки на тракторной тяге обрушивали шквальный огонь на красноармейские части. Мы отступили, но не для того, чтобы отказаться от главной задачи. План был таков: прочно «оседлать» железную дорогу и двигаться на Курск.
Наша бригада временно вошла в оперативное подчинение начальника эстонской дивизии. Ударная группа в составе 78-го полка, батальона 77-го полка, команды эстонских гранатометчиков получила приказ выдвинуться против станции Стишь. Командовал группой А. Н. Борисенко.
Темной дождливой ночью специально выделенный отряд под командой Г. М. Кобленца бесшумно снял секреты противника и вышел к железной дороге, чтобы вывести из строя полотно и лишить деникинские бронепоезда возможности передвигаться. Рельсы снимали тихо. Но вот кто-то по неосторожности поднял шум. Открыли огонь бронепоезда, застрекотали пулеметы. Начался бой.
Командир отряда Г. М. Кобленц повел красноармейцев в штыковую атаку. Стремительным броском они сбили сторожевое охранение, но дальше из-за сильного огня продвинуться не могли и окопались.
Утром ударная группа с помощью частей эстонской дивизии начала энергичное наступление на Стишь. Деникинцы, боясь окружения, сдали станцию. Это была значительная победа на пути к Курску. Настроение красноармейцев и командиров поднялось.

И.Н.Шевченко. Рожденные в пламени//Против Деникина. М.,1969. С.195-196.

Про эстонских гранатометчиков, неположенных, кстати, по штату, я что-то слышал. А вот знаменитые белогвардейские пушки на тракторной тяге, получается, еще под Курском были? Обычно о них применительно в 1920 г. говорят.


Posted via m.livejournal.com.

Profile

voencomuezd: (Default)
voencomuezd

April 2017

S M T W T F S
      1
23 4 5 6 78
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2025 01:30 am
Powered by Dreamwidth Studios