Обычно Михаила Тухачевского представляют как подтянутого, выдержанного, стойкого полководйа, выделяющегося своей "аристократичностью" и и твёрдостью.
Однако подчас Тухачевский не стенялся разыгрывыть шутливые сценки.
"Запомнился и другой веселый эпизод. Как-то то ли Путна, то ли Гайлит привез на квартиру М. Н. Тухачевского широченный татарский халат. Михаил Николаевич облачился в него, соорудил из полотенца подобие чалмы и, усевшись по-турецки, стал на татарском языке призывать правоверных к молитве – ни дать ни взять муэдзин на минарете!" Эт вопоминания одного из вернейших помощников Тухачевского, генерал-майора Н.И.Корицкого, который был у Тухачевского начальником штаба. Из сборника "Маршал Тухачевский Составители: Я. И. КОРИЦКИИ, С. М.МЕЛЬНИК-ТУХАЧЕВСКАЯ, Б. Н. ЧИСТОВ. Литературная подготовка текста В. КАРДИНА".
lib.rus.ec/b/98577/read Любопытно, что такие наклонности были свойственны Тухачевского и раньше, ещё в окопах Первой Мировой.
«Бросалась в глаза его сосредоточенность, подтянутость, — отмечал А. А. Типольт, служивший в той же роте Семеновского полка, что и Тухачевский. — В нем постоянно чувствовалось внутреннее напряжение, обостренный интерес к окружающему»29.
Воздух фронта заставлял бурлить кровь, пьянил воображение…
А сосредоточенность и внутреннее напряжение никак не мешали Тухачевскому временами попросту ребячиться.
«Скучая во время долгого окопного сидения, — рассказывали его приятели–офицеры, — он смастерил лук–самострел и посылал в недалекие немецкие окопы записки обидного содержания. В промежутках между сражениями такими же записками договаривались о перемириях для уборки раненых или убитых, оставшихся между окопами.
Об этой затейливой выдумке простодушно вспоминали и позже» Ю.Кантор, "Война и мир Тухачевского".
lib.rus.ec/b/186866/read Разгадка такого поведения проста -- когда поручик Семеновского полка, получивший больше полудесятка наград за короткий срок, посылал стрелы во вражеские окопы, ему был 21 год. А когда он , командуя армией, разгрывал из себя муэдзина, ему было 25.
Революция -- дело молодых. Молодежь было очень активна по обе стороны и мы, говоря о Тухачевском, это забываем.
Мда, весьма интересный был человек. Любил живопись, поэзию, музыку, водил дружбу с Шостаковичем, и вообще, был интересным человекм. Нынче все скатились в "ах, живых людей убивал и газами травил!". Можно подумать, Наполеон был добрее. А что это был за человек, разобраться не мешало бы. В этом отношении сборник Корицкого и пр. весьма интересен. Книга Ю.Кантор тоже неплоха, но таму нее тоже такой морализаторский настрой, да и начало жизни Тухачевскго освещено куда лучше остального (но автор раскрыл немало интересных материалов, спасибо от читателей).