2013-06-28

voencomuezd: (Default)
2013-06-28 11:39 am
Entry tags:

(no subject)

Тут увидел у полковника Кассада кусочек из интервью со сценаристом "Легенды №17". Как выяснилось, "романтизировать СССР" тот не собирался, это "так вышло".
Ну, я сначала расстроился, решил, что правы те, кто ругал фильм за скрытый антисоветизм... Потом начал читать и увидел несколько иное...
http://colonelcassad.livejournal.com/1117604.html#cutid1

Да, конечно, те хоккеисты были патриотами – хотя бы потому, что они находились в состоянии постоянного противоборства с иностранцами. То есть патриотизм для них – вещь совсем не абстрактная. Кроме того, они, конечно, были людьми системными. Многие – военными, а Тарасов – так тот просто пел "Интернационал" перед важными матчами. При этом они же, как куча советских людей, находились в состоянии скрытого диссидентства, этакой внутренней эмиграции. И эпизод с Брежневым в этом смысле абсолютно показателен. То есть Тарасов, конечно, системный человек, но… И вот эту двоякость мы хотели показать.

Тут я понял, что сценарист хотел высказать - но так и не смог оформить это в цельную идею. Безусловно, ошибкой было бы выставлять тренера Тарасова как этакого представителя "сталинской системы" (почему сталинской? Тарасов из сталинского поколения? а Брежнев - нет?), противостоящему "брежневской слабине". Но и брежневские времена - это уже не совсем то. Уже тогда все более и более становились очевидны процесс консервации политической жизни, бюрократической косности, дезориентации идеалов, казенщина и неэффективность выстроенной политической системы. Поэтому порою получалось, что живые, энергичные, нешаблонные коммунисты или социалисты становились в оппозицию к этому режиму - мягкую, в рамках системы, - или жесткую, переходя на сторону левого диссидентства. За что их, кстати, очень сурово наказывали.

Ничего здесь удивительного нет. Косвенно даже сам режим это признавал через многочисленные призывы "развивать самокритику", оживлять общественную жизнь, а уж конфликт "плохого бюрократа" и "способного изобретателя" - это вообще наипопулярнейшая тема советского производственного кино. "Легенда №17" тут в принципе не выходит за рамки, очерченные еще каким-нибудь "Случай на шахте №8".

Да и в реальности, стоит признать, отношения Тарасова с государством были далеки от идеальных. Был случай, когда его лишили звания Заслуженного тренера СССР. Потом, правда, вернули. Но все-таки.

Так что я, в общем, понял, что сценарист принял "скрытое дессиденство" за диссидентство идеям, а не режиму. А то, что быть недовольные тогдашним режимом, а то и выступающие против него левые интеллектуалы были, это хорошо известно. Притом выступали они вполне с позиций социализма, коммунизма, советизма и прочее.

Кстати, рекомендую довольно интересную книгу по теме - "Три комиссара детской литературы" Якова Цукерника. Автор анализирует отход от революционных традиций времен Гайдара к позднесоветской устоявшейся системе через детскую литературу. Написано эмоционально, весьма непосредственно, местами сумбурно и с лишними обвинениями в адрес Сталина (текст-то писался в начале перестройки) - но вполне с революционных позиций. В этом и была "двоякость" автора, который, будучи вполне советским коммунистом, желал изменить его в лучшую сторону.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=17465

А фильм теперь явно придется смотреть.
voencomuezd: (Default)
2013-06-28 05:48 pm

Шашка адмирала



6.01.1920 - Записка председателя РВСР Троцкого Л.Д. (адресат неизвестен) о получении от 5 армии Восточного фронта шашки взятого в плен адмирала А.В. Колчака, с запросом сдать ее в музей или подарить Главкому, с результатами голосования (автографы Ленина В.И., Сталина И.В., Калинина М.И.,Каменева Л.Б., Зиновьева Г.Е., Радека К.Б., Троцкого Л.Д., Бухарина Н.И., Томского М.П.). Приложение: сопроводительное письмо начальника ЦАКА Соколова от 26 апреля 1939 г. А.Н. Поскребышеву о направлении в Особый сектор ЦК ВКП(б) фотокопии записки.

Мне, правда, интереснее, что с кортиком стало.
voencomuezd: (Default)
2013-06-28 07:17 pm

Шпионаж на Северном фронте

НА СЕВЕРЕ

Это было недавно. Нашими дозорами на северном фронте были замечены два русских офицера: один поручик, другой капитан генерального штаба. Дозор хотел задержать их, но они бежали. Поручик на месте был убит, капитану же удалось убежать. У поручика найдено было шесть листов шифра, которые направлены были куда следует. Через несколько дней нашими дозорами был задержан один тип среднего роста, черноусый, желавший переправиться на нашу сторону через реку Вицу. Этот задержанный, у которого были найдены документы на имя капитана генерального штаба, на имя Архангельского рабочего и на имя красноармейца, на допросе сказал следующее: «Да я свою задачу исполнил, доставил девять листов шифра, которые были переданы мной английскому посланнику в Архангельске. Послал меня с этим шифром английский посланник из Екатеринбурга, а теперь я возвращался домой". Настроение населения окрестных местностей не в пользу союзников, и только благодаря штыкам они держатся пока. Все, что нужно, англичане, французы  американцы конфискуют и реквизируют, причем за реквизированные предметы еще ни разу не уплачивалось. Даже буржуазные классы стали брюзжать. Английский агент ничего не сообщил о своей миссии и только в последнюю минуту перед выполнением приговора военно-революционного суда он мне передал маленькую записку на имя некоей Софии Павловны Тюпиной или Тропиной из деревни Верхнего-Белоомута, Рязанской губ., в которой он просит ее, чтобы она сообщила через код, кому нужно, что он расстрелян на ст. Плесецкая. Также просил оставшиеся после него 900 с лишним рублей передать этой Софье Павловне.

На вопрос, почему он не остался в
Архангельске, он заявил, что просил место, но ему была предложена должность белоармейца, от которой он отказался. Должность же в командном составе русским белогвардейцам не доверяется. Командный состав состоит исключительно из англичан, французов и американцев.

Заведующий организационно-мобилизационным отделом Архангельского района Спектор.

Известия исполкома Вологодского Совета рабочих и солдатских депутатов. №239. 20 октября (2 ноября) 1918 г.


А идейные враги тогда были. Белодельцам есть чем гордиться.